На пути к профессиональному мастерству…

20 ноября 2019 года на базе МАОУ «Средняя общеобразовательная школа «Мастерград» г. Перми состоялась региональная научно-практическая конференция «Достижение метапредметных и новых предметных умений ФГОС в основной школе: из опыта работы краевых апробационных площадок». Организаторы конференции: Министерство образования и науки Пермского края, государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Пермского края».

На конференции  представлен опыт инновационной деятельности краевых апробационных площадок ФГОС основного общего образования и других образовательных организаций Пермского края в формате выступлений на пленумах, стендовых выступлений, мастер-классов.

Две школы города Кунгура являются краевыми апробационными площадками. МАОУ лицей №1 по направлениям: «Профильное и профессиональное самоопределение учащихся 8-11 классов» и «Проектирование образовательных результатов профильных направлений обучения в 10-11 классах». МАОУ «СОШ №12 им В.Ф.Маргелова», тема «Формирование и оценивание умения устанавливать причинно — следственные связи у обучающихся 5 — 7 классов».

Административно- педагогические команды этих и других школ нашего города стали активными участниками мероприятия.

На стендовой конференция краевых апробационных площадок ФГОС представили материалы:

— Вертипрахова Светлана Анатольевна, заместитель директора, учитель и Петрова Алла Константиновна, учитель химии МАОУ лицей №1;

— Юшкова Александра Валерьевна, учитель и Фотеева Вера Андреевна, учитель МАОУ «СОШ №12 им В.Ф.Маргелова».

Выступили наши коллеги на малых пленумах.

Малый пленум «Образовательные практики формирования и оценки логических познавательных универсальных учебных действий в основной школе». Руководитель пленума: Клинова Мария Николаевна, н.с. отдела федеральных государственных стандартов ГАУ ДПО «Институт развития образования» Пермского края, руководитель проекта «Разработка средств оценивания и формирования логических познавательных УУД».

Сообщение «Краткосрочные курсы как средство формирования умения школьников устанавливать причинно-следственные связи» представили  Юшкова Александра Валерьевна, учитель английского языка МАОУ «СОШ № 12 им. В.Ф. Маргелова» г. Кунгур Пермского края, Солодникова Ирина Валерьевна, учитель МБОУ «Очёрская СОШ № 3» Очерского района Пермского края. В ходе выступлений малого пленума руководителем проекта М.Н. Клиновой  представлены методология и общая характеристика продуктов разработки контрольных мероприятий оценивания и образовательных практик достижения логических познавательных УУД. Представители административно-педагогических команд школ- краевых апробационных площадок рассказали о своем опыте инновационной деятельности в 8-9 классах, уделив особое внимание проблемам и перспективам работы со школьниками по созданию обобщений, логических рассуждений и умозаключений, выстраиванию причинно-следственных связей.

Пленум «Моделирование». Руководитель пленума: Климова Наталья Андреевна, заместитель директора МАОУ «Город дорог» г. Перми, руководитель регионального научно-методического проекта проекта «Моделирование».

На пленуме  представлен опыт проведения образовательных событий, направленных на формирование навыков материального моделирования.

Сообщение «Схема «друдл — эскиз — модель»  как средство оценивания умения моделировать» представили Хузина Луиза Расильевна, учитель информатики, Вертипрахова Светлана Анатольевна, заместитель директора по УВР, учитель информатики МАОУ лицей №1 г. Кунгур.

Пленум « Дефицитные умения интерпретации текста у учащихся 5-7 классов Пермского края, выявленные по результатам ВПР и их коррекция».  На пленуме представлен опыт проведения педагогической диагностики дефицитных умений интерпретации текста (смыслового чтения), выявленных у учащихся 5-7 классов по результатам ВПР в 2017-2019 годах и результаты проектирования образовательных практик по устранению данных дефицитов. Педагогические команды региональных апробационных площадок ФГОС ООО – участники регионального научно-методического проекта «Смысловое чтение» показали эффективные практики формирования и развитии таких умений, как определение/интерпретация основной мысли и составление плана текстов –описание, повествование, рассуждение.

Работали малые пленумы:

-Реализация регионального проекта «Тьюторское сопровождение в основной школе» (М.В. Тюмина, руководитель Пермского регионального отделения Межрегиональной тьюторской ассоциации, руководитель проекта);

— Реализация регионального проекта «Достижение результатов деятельностного типа на уроках русского языка» (С.С. Аверина, с.н.с. отдела профессионального развития педагогов ГАУ ДПО «ИРО ПК», координатор проекта);

-Реализация регионального проекта «Достижение результатов деятельностного типа на уроках истории» (Е.Н. Завадская, методист отдела развития образовательных систем ГАУ ДПО «ИРО ПК», руководитель проекта);

— Реализация регионального проекта «Коммуникативно-деятельностные пробы» ( К.И. Обшаров, руководитель психологической службы АНО ДПО «ПРЕСТО», руководитель проекта).

По обозначенным проектам и направлениям работали секции, на которых были представлены выступления и мастер-классы. Наши коллеги представили свои работы.

Секция «Образовательные практики по моделированию».

Мастер-класс «Образовательное событие «Путешествие по Кунгуру» как средство повышения компетентности учителей по разработке критериев оценивания информационной модели»

Вертипрахова Светлана Анатольевна, заместитель директора, учитель, Кобелева Елена Евгеньевна, Хузина Луиза Расильевна, учителя  МАОУ лицея №1 города Кунгура.

Секция «Образовательные практики формирования познавательных универсальных учебных действий логической направленности».

Сообщение «Использование статистических данных как средство формирования и проверки умения устанавливать причинно-следственные связи»

Юшкова Александра Валерьевна, Фотеева Вера Андреевна, учителя МАОУ «СОШ № 12 им. В.Ф. Маргелова» г. Кунгура Пермского края.

Направление «Моделирование».

Мастер-класс «Моделировать – это здорово!».  Ведущие мастер-класса: Кобелева Елена Евгеньевна, Величко Марина Анатольевна, учителя МАОУ лицей №1 г. Кунгура. Участники МК познакомились  с модулем оценки метапредметного результата — умения моделировать, попробовали  сформулировать техническое задание и критерии оценки работ обучающихся.  Использование приема игрового моделирования подарили участникам хорошее настроение.

Метапредметность предполагает  освоение ребенком универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия (УУД) – это способы осуществления различных видов деятельности, позволяющих обучающемуся самостоятельно овладевать новыми знаниями и умениями. Метапредметность, которая подразумевает интеграцию содержания образования,  направлена на устранение разобщенности знаний школьника, разделенных по отдельным предметам, и получение им представлений о целостной картине мира. Работа педагогов в рамках апробационных площадок позволяет осмысленно отнестись к вопросам формирования и совершенствования УУД у обучающихся, оцениванию метапредметных результатов.  Представители педагогического сообщества края, страны будут  выработать свои подходы, способы, методы реализации образовательных программ, используя предложенный опыт и педагогическое творчество. А педагогическое творчество – одно из основных условий становления профессионального мастерства педагога!

Т.А.Поваренкина, начальник отдела педагогического сопровождения.